Андрей Макаров OnAir.ru: Андрей, что
всё-таки произошло? "Динамит" и "Станция" слились в одно? Андрей Макаров: Нет, эти две станции категорически разные, и соединить
их в своем изначальном виде невозможно – совершенно разные задачи и разная аудитория. Но мы были поставлены перед проблемой:
"Станция" так или иначе отражала
определенный трэнд - и культурный, и социальный.
Это направление не очень широко распространено в России, но для всего мира
это часть жизни, норма вещей. На международном уровне электронная музыкальная
культура уже успела решающим образом повлиять и на поп-индустрию, и на поисковое, экспериментальное
творчество. Несмотря на то, что формально "Станция" закрылась,
лично для меня очень важно, чтобы ди-джейское
сообщество, пока единственное, кто выражает в России это направление,
сохранилось. Если ди-джеи перестанут существовать сообща, то их влияние, их
значение будет крайне мало. Важно понимать, что у этого направления, помимо
собственно культурной ценности, есть и коммерческая перспектива в России. И
если на данный момент электронная музыка страшно далека от обывателей, то
даже из деловых соображений определенную миссионерскую функцию мы должны
продолжить. Пригласив "электронно-танцевальных" ди-джеев на
"Динамит", мы надеемся, что сможем постепенно внедрить эту музыку,
сможем к ней приучить широкого "среднего" слушателя. Кроме того, у
них есть значительная аудитория, привыкшая
воспринимать их. Виниловый сегмент был на Станции очень рейтинговым во все
времена, и мы надеемся, что сможем привести эту аудиторию на
"Динамит". Самые активные поклонники уже узнали об этом переходе, и
сейчас они точно на "Динамит FM". Нас не пугает то, что днем они не
будут слушать радио - в этом ничего особенного нет. В России привыкли к единообразным радиоформатам:
если человек настраивается на волну, то слушает одно и то же в любое время
суток. Но это не единственный вариант модели радио. Повторяю, нас не пугает,
что вечерние не слушают день, а дневные не слушают вечер, хотя мы надеемся на
то, что часть дневных слушателей всё-таки привыкнет к вечернему эфиру и
поймет его. Он действительно передовой, он модный, но и одновременно вполне
доступный. Как отнеслось к
последним переменам то ядро "Станции", о котором Вы говорили? Легко
ли они согласились перейти на "Динамит"? Я бы не пытался в
данном случае разделить нас на себя и на них, потому что это всё мои старые
товарищи и приятели. И друзья среди них есть. Отнеслись мы... Я бы не сказал
– с горечью, но - с некоторым привкусом горечи. Слишком
разительный переход. Когда состоялся первый эфир, нас всех
"пробило" - настолько чудовищный контраст между обычным линейным
эфиром "Динамита" и тем, что туда пришло в исполнении виниловых
ди-джеев. Грустно от того, что "Станция"
не выстояла. Если бы за этим радио стояла хотя бы часть шоу-бизнеса, если бы
создавались и, главное, жили отечественные проекты… Ведь
главное условие более-менее успешного существования радиостанции - это опора
эфира на музыкальную сцену и шоу-бизнес в своей стране. Широкая, то есть
"не продвинутая" аудитория может прийти к пониманию международного
материала только через отечественные образцы. Иначе, как это и было в случае
со "Станцией", радио имеет крайне зауженную и всегда конечную аудиторию, "провисает" коммерчески. Рано или
поздно это конец для такого проекта. "Станция"
просто обязана была создать собственный сектор в отечественном шоу-бизнес, но
не смогла это сделать за целых 6 лет своего существования. Станцию не
удалось сохранить только из-за её коммерческой невыгодности? Есть еще причины, о
которых я, исходя из корпоративной солидарности, не могу говорить. Эти
причины уровнем выше и находятся в самом холдинге - не в "Станции",
не в "Динамите", не где-либо ещё. Эти причины - в том, как устроен,
как планирует и видит себя сам холдинг, в котором мы находимся. Для холдинга
в данный момент важно сделать на этой частоте "Русское Радио – 2".
То, что холдинг пожертвовал "Станцией", – это болезненный, но
вынужденный шаг. Бывает так, что интересы холдинга выше отдельной
радиостанции. И я это понимаю. Могла ли в
принципе "Станция" состояться? Около 3 лет назад
"Станции" нужно пойти в сторону широкого электронного формата. Когда
ты строишь эфир крайне специализированно и односторонне, то ты заведомо
сокращаешь аудиторию и, более того, приучаешь её к очень узким вкусам. Такие
преданные слушатели мыслят, в большинстве своем, не только упрямо, но и
агрессивно. Это было одной из причин, почему ее аудитория
не расширялась: на неформулируемом уровне прочая
публика видит, что фактически "Станция" - некий клан, закрытый
клуб. Причем состоящий из "секций": одни
уперты в progressive, другие в deep,
третьи в trip-hop и так далее. И сами эти
"секции" крайне мало пересекаются. Люди, слушающие trip-hop, зачастую не слушают breakbeat.
Поклонники drum-n-base могут отрицать hip-hop… Причиной тому – грубые ошибки в выстраивании
формата. Надо было показать, что электронная музыка очень разная, надо было
постоянно расширять и вкусы и представления аудитории
согласно тому, как объективно развивалась электронная музыка в мире, а не
так, как кому-то хотелось в Москве на улице Казакова. Вы не могли бы
пояснить, что происходило со "Станцией" последние полгода? То ее
собирались закрывать, то передумывали, меняли руководство… Могу уверенно
сказать, что "Станцию" не собирались закрывать. Слухи о том, что в
мае её собирались закрыть, были частью той истерики, которая охватила
некоторых поклонников и тех, кто ими управлял в тот момент, кто управлял в
тот момент эфиром "Станции". Им нужен был шумный и эффектный уход.
Достоверно могу сказать, что тогда "Станцию" закрывать не
собирались. Были мысли о том, какой ей дальше быть, но закрыть её никто и не
думал. А что касается смен руководства… Холдинг устроен
так, что, если люди лояльны по отношению к системе, они остаются здесь,
находят себе другое место, продолжают заниматься своей работой. А что это
означает - быть лояльным к этой системе и работать в этой системе? Думать не только о
своем отделе, службе или радиостанции, а думать о том, насколько она полезна,
эффективна той системе, частью которой является. Думаю, после 5 с лишним лет
отдельного существования те, кто тогда оставался на "Станции",
просто были не готовы к новым для них условиям работы в
большой медиа-организации. Грубо говоря,
Вы, работая на "Динамите", должны думать о том, как ваша работа
отразится на "Монте-Карло". В том числе и
"Монте-Карло". Безусловно. Нет принципиальной разницы между
подходом к работе в холдинге или в FM-диапазоне вообще. Я работаю на
"Динамите" и думаю, как скажется то, что я делаю, на ком-либо ещё в
FM-е. И, естественно, я в первую очередь думаю о радиостанциях "Русской Медиа-Группы": как моя работа повлияет на их планы и
текущие действия. Не кажется ли
вам, что в таком случае проще программировать станцию, которая работает сама
по себе, нежели ту, которая работает в холдинге. Согласен, это проще. Ты более мобилен в своих замыслах и,
отчасти, в их реализации. Именно таким,
наверное, был проект "Субстанция" - Вы ни от кого не зависели. Зависел и тогда,
зависел полностью - от структуры, в которой находилась
"Субстанция", то есть от той же "Станции". Правда,
удалось добиться того, чтобы не вмешивались хотя бы в программный продукт. Но
была гораздо более важная зависимость - организационная и финансовая. В этом
отношении "Субстанция" существовала, к сожалению, по остаточному
принципу – тот мизер, что с трудом могла позволить администрация
"Станции". Этого хватило на 8 месяцев. Да, но в случае
с Русской Медиа-Группой происходит вмешательство в
программный продукт. У вас никогда не возникало бунтарских мыслей – не
хотелось ли всё решать самостоятельно? Когда я пришел сюда
делать "Динамит-ФМ", то скрупулезнейшим образом изучил то, что делалось этой
системой в тот момент в эфире. То, что делает "Русское Радио" на
частоте 105.7, вызывало и вызывает у меня глубочайшее уважение. Я не люблю
эту музыку, но испытываю высочайшее профессиональное
уважение к отцам этого радио за созданное ими. Я доверяю той системе, в
которой я работаю. Есть и ещё один момент. Все решения, которые здесь
принимаются, даже такие непростые, как в ситуации со "Станцией",
обсуждаются и проговариваются задолго до события – и сами по себе, и то, что
будет вслед за ними. Меня не ставят перед фактом, я знаю всё заранее и
понимаю, откуда эти решения берутся. Поэтому бунтарства у меня быть не может
в принципе. О
"Станции" Вы говорите тепло и с сожалением. Почему Вы не возглавили
её сразу же после того, как "Станция" была куплена холдингом? Прежде, чем я
пришел на "Станцию", прошло 2 месяца, и работали здесь совершенно
другие люди. К этой радиостанции у меня было абсолютно
нейтральное отношение. Задача холдингом ставилась очень просто: вы
вошли в эту систему, у неё есть определенные интересы, тактика и планы.
Пожалуйста, учтите их. Мы видим ситуацию в FM-диапазоне определенным образом,
из чего никак не следует смена формата, а лишь некоторая коррекция ее
позиционирования. Чем кому-то
объяснять, что Вам хотелось бы, легче было бы сразу сделать своими руками. Я и тогда, и
сейчас, был и остаюсь занят на "Динамит FM, и
для меня этот проект важнее, потому что расчетные коммерческие надежды на
него гораздо выше, нежели для "Станции". "Динамит"
отнимал и отнимает уйму времени. Это радио создалось лишь год назад, и его
надо продолжать строить. Нам проще было не вмешиваться в существующее
производство на "Станции", и мы рассчитывали на одно – что нас
поймут. Пожелания не
были учтены, что-то делалось неправильно? Я могу привести
простой пример. На тот момент "Европа Плюс" ввела в горячую ротацию
целый ряд дэнс-поп треков международного качества.
Более того, они попали в хит-парад. Тогда это был один из признаков
распространения дэнс-попа по хит-станциям,
признак того, что из него начинают делать ежедневный потребительский продукт.
В последние годы "Станция" была потенциальным донором материала,
стилей и качества, но при этом сама от этого ничего не получала. Она не
попадала даже в среднее облако FM-рейтинга. Она была и оставалась в
аутсайдерских позициях, но тем не менее весной 2001
года стали заметны ее музыкальные пересечения с лидерами FM-диапазона. Проку
же от этого "Станции" не было никакого. И ей было куда уходить,
куда сдвинуться, развивать собственную нишу – материала запас огромный. Мы
объясняли это 2 месяца тем, кто оставался на "Станции" - обычно
выслушивали, а потом делали наоборот. Кончилось это тем, что руководство
холдинга передало "Станцию" в мои руки. Если сравнивать
"Субстанцию" и "Динамит", то сложно поверить, что они
сделаны одним и тем же человеком. Как получилось, что Вы так резко поменяли
курс? Я в жизни занимался
самыми разными вещами. Я просто технолог, делаю то, что нужно и востребовано.
Я с таким же желанием буду делать любой другой продукт, поскольку считаю
холдинг высокопрофессиональным и лучшим в российском
радиобизнесе. Мне в принципе всё
равно – делать "Станцию", "Субстанцию",
"Динамит" или "Шансон"… Я здесь не музыку люблю, а дело,
которым занимаюсь. Что касается
"Динамит FM", то это радио куда более прокладывает дорогу для
западной электронной музыки, чем даже "Станция". Как бы это
парадоксально и чудовищно не звучало. Танцевальная ритмика, тем более в
доступных и массовых формах – это отправная точка для электроники в целом,
это база, основа. Так, может,
"Динамит" в конце концов превратится в
"Станцию"? Или электронная музыка получит свою частоту? Возможно и то, и
другое. Второй вариант зависит от большой игры на FM-рынке - кто быстрее
сделает ходы. Получить частоту сложно, это огромные деньги. А что касается "Динамита", то у него множество
вариантов, каким быть, возможен и Ваш, но если да, то, скорее всего, не
впрямую. В любом случае мы зависим от развития шоу-бизнеса и радиоиндустрии в целом. Если сложится ситуация,
благоприятная для того чтобы клониться в сторону качественной современной
электронной поп-музыки (а под поп-музыкой я понимаю в том числе и то, что
играют, например, DJ Фонарь и другие участники "Атмосфера.Ру"), то тогда мы можем двигаться в эту
сторону. И как скоро
такой момент может наступить? Мы ожидали, что
такая ситуация сложится зимой-весной этого года. Этого не произошло по
совершенно конкретным причинам, в частности, нехватка музыкальных продюсеров,
их почти полное отсутствие. Я не могу назвать продюсерами тех, кого ими у нас
обычно называют, это скорее менеджеры, хозяева проектов. Ещё три года назад
они говорили мне, что наступает пустота, что нужны свежие мозги. Критически
остро эта пустота проявилась зимой-весной этого года, в то время как мы
ожидали как раз обратного - что музпроизводство
пойдет в гору, начнет приближаться к международным образцам по качеству и
стилю. И вы можете
этому способствовать? Конечно, можем. И,
как можем, способствуем. За время существования "Динамита" было пять периодов, когда мы серьезно корректировали
качество материала, звучащего в эфире, отсеивали огромное количество низкокачественного
отечественного материала, объясняли это всем желающим - мы ведь общаемся
напрямую с артистами и их менеджерами. Получается,
"Динамит" улучшил качество отечественной попсы? Увы, нам это не
удалось, хотя цель такая была. Летом прошлого года появилось заметное
количество образцов отечественного дэнс-попа с
неплохим звучанием. Мы заметили, что основные продюсерские группы начали
привлекать ремиксеров. Нам казалось, что так оно и
пойдет. Но к лету этого года количество такого материала снизилось – остались
какие-то крохи. И качество рухнуло, откатилось на уровень двухлетней
давности. Возможно, это связано с цикличностью самих проектов. Немногие
проекты отечественного шоу-бизнеса планируются надолго. Год, два – и их
заканчивают, и начинают следующие. У широкой
публики бытует мнение, что слушатели электронной музыки в большинстве своём
принимают наркотики. Вы можете это прокомментировать? Это миф. Когда
"Станция" создавалась, 95-96 года, это были в настроенческом
смысле пьяные времена. Пьяные времена вообще, а не только для тех, кто пошел
за "Станцией" и поддержал её. Шальные времена были. Эта шалость, в
том числе и наркотики, не склонность исключительно слушателей
"Станции". Среди слушателей "Ультры"
или "Нашего Радио" или чего-либо ещё, думаю, примерно столько же
тех, кто курит, нюхает или колется. Как и среди тех, кто вообще ничего не
слушает. Другое дело, что, к сожалению, некоторые клубы, в которых наиболее
активно развивалось это направление, были уж больно одиозны в этом смысле. Но
довольно быстро этот кураж прошел. Да и сами интеллектуальные лидеры
электроники – абсолютно трезвые, здоровые люди. И в этой среде – продюсеров,
ди-джеев, музыкантов - потребителей наркотиков не больше, чем в любой другой.
Говорю это, глядя на нее изнутри. Я, например, никогда вообще ничего не
употреблял. Даже алкоголь. Но, тем не менее, эта музыка мне нравится. Правда, при этом я
никого не агитирую ни принимать, ни не принимать. Я считаю, что это личное
дело каждого. Полицейские меры, которые применяют страны с патриархальным
общественным сознанием типа России, ни к чему хорошему не приводят. Я не
сторонник легализации, но нужно искать какие-то другие средства – не серпом
по одному месту. В Китае за взятки расстреливают, но
тем не менее взятки там берут. В последние сутки
до закрытия эфир Станции был особенным. Этот конец режиссировали Вы? Да. Просто днем
пошло то, что обычно мы пускали ночью. И напоследок были сказаны какие-то
важные слова. Наверное, мало кто понял, потому что сказаны они были
по-английски… Евгения Тен, 15.10.2001 |