Дмитрий Тельнов Некоторое время
назад много шума вызвало перерождение "Станции 2000" просто в
"Станцию". Теперь, когда страсти улеглись, мы попросили рассказать
о первых шагах новой радиостанции непосредственного участника событий -
первого программного директора новой "Станции" Дмитрия Тельнова. В
интервью высказано личное мнение Дмитрия, которое может не совпадать с точкой
зрения информационного агентства OnAir.ru. OnAir.ru: В последнее
время Ваше имя чаще всего упоминалось в связи с радио Станция. Как и когда Вы
туда пришли? Дмитрий Тельнов: Три года назад я ушел с Радио Максимум и несколько
месяцев вообще ничего не делал - не то чтобы у меня была депрессия, просто не
хотелось ничего делать. Я начал слушать радио и думать, где я хотел бы
работать. Везде слышал одно и то же. А на Станции как раз начинался переход
от ди-джейского вещания, когда клубные ди-джеи
крутили свои пластинки, к нормальному радио, и я подумал, что было бы
интересно поучаствовать в этом процессе. И потом, мне была близка та музыка,
которую там играли. Я и сейчас, грешен, слушаю электронную музыку время от
времени. Она Вам более
близка, чем та, которую играют на Максимуме? Да нет, среди
исполнителей, которые звучат на Радио Максимум, есть очень много тех, кого я
не переставал и никогда не перестану слушать. Конечно, вернувшись на
Максимум, я открыл для себя некую новую музыкальную грань, особенно это касается отечественной музыки, с которой я не очень
близко был знаком и сейчас в спешном порядке пытаюсь наверстать упущенное. Почему именно
Вас назначили программным директором Станции, когда она была перекуплена? Не знаю. Это вообще
очень забавная история. Я тогда уже уволился, как и все со Станции 2000,
нашел другую работу - на радио Максимум. Вдруг мне звонят с Русского радио,
из этих высоких кабинетов. И говорят: у нас есть к тебе предложение в связи
со "Станцией". Я поехал к этим людям, задал вопросы, ответы на
которые меня интересовали и от которых, собственно, и зависело мое решение.
На все вопросы получил удовлетворяющие меня ответы. Как потом оказалось, это
была абсолютно не соответствующая истине информация. Я согласился
потому, что подумал: с работой ди-джея я уже знаком. Меня привлекло то, что я
мог попробовать себя в новом качестве. И если бы речь шла только об эфире, то
я бы выбрал Максимум, потому что я давно собирался сюда возвращаться, уже
полтора года назад вел переговоры с руководством, и рано или поздно это всё
равно бы произошло. Но пока я работал на Станции 2000, у меня были попытки
повлиять на тот продукт, который звучит в радиоприемниках. Честно говоря,
должность программного директора меня никогда не интересовала как надпись на
визитке. Напечатать себе визитки "Дима Тельнов - начальник
Вселенной" я могу завтра же в любом подземном переходе. Меня это
интересовало исключительно с точки зрения творчества. Мне казалось, да и
сейчас кажется, что у меня есть здравые идеи, которые можно было бы там
реализовать. Но старое руководство не хотело этого делать, а новое
руководство вроде как захотело - но не стало. Выходит, Вы так
и не повлияли на продукт? Безусловно, я начал
влиять. Но быть программным директором - это не только расставлять песни в плейлисте. У меня не было бюджета, чтобы нанять людей,
которые бы меня устраивали, мне не дали сделать джинглы,
не было промоушна, рекламы, ничего не было. И потом
в принципе за 2 месяца получить удовлетворяющий тебя результат очень тяжело,
если не сказать невозможно, и реакция на него будет гораздо позже. Что из Ваших
наработок там осталось? Идей на бумаге не
осталось. Уходя, я стер из компьютера все свои идеи и мысли относительно
программирования Станции, каких-то новых проектов, развития и т.д. И это
нормальная практика. Естественно, я не стал воровать скрепки из стола и не
стал стирать ту музыкальную базу, которая была на Станции к тому моменту. Которую я своими руками вычистил, кстати, очень
основательно - ушло огромное количество проходных песен, начали возвращаться
какие-то вещи, которые я искал по друзьям и знакомым. Что же не
устроило Русское Радио? Я, честно говоря,
не знаю, что не устроило Русское Радио. Если рассказывать всю эту историю абсолютно честно и откровенно… Я понимаю, что из моих уст
это прозвучит несколько подозрительно. Человек работал, человек ушел, потом
начинает кого-то поливать грязью. Если кто-то читает или слышит такие слова -
относится к ним скептически, и, наверное, это оправданная позиция. Но тем не
менее. Я пришел туда с какими-то идеями, начал эти идеи излагать, вроде как
получил добро. Начал их потихоньку претворять в жизнь, чистить музыкальную
базу, работать с диджеями и т.д. А потом оказалось,
что меня наняли на совсем другую работу… Я-то в
начале думал, что мне дали карт-бланш, и будут оценивать результат, а на деле
все оказалось совсем по-другому. Через два дня после
моего назначения ко мне пришел Андрей Макаров и попытался объяснить
диспозицию. Он принес бумажку, она у меня до сих пор сохранилась. Называется
бумажка "Структура плейлиста" - та
структура, по которой существует сейчас Станция и Динамит ФМ, другими
словами, калька, по которой мне предлагали функционировать. Продемонстрировав
мне этот листок, он сказал буквально следующее: "Сделай так. Это будет
лучше - для ТЕБЯ и для Станции! Повторяю, для ТЕБЯ и для Станции!". Это
точная цитата. Он не был мне представлен как мой начальник или творческий
руководитель, но, тем не менее, я чувствовал жуткое давление с его стороны.
Через месяц работы я понял, что он хочет занять моё место, через два месяца
так и случилось. Вскоре наступила
кульминация… Он начал делать для Станции джинглы. Я
сказал - Андрей, давай договоримся, что я хочу получить. Он сказал - я уже
всю концепцию придумал. Я возразил - ведь эти джинглы
для радио, где я программный директор, перед тем, как они зазвучат в эфире,
их буду принимать я! На что он мне ответил: Ты не готов работать в холдинге.
После этого я спросил у Архипова, по какому праву этот человек так со мной
разговаривает, и получил ответ: "у тебя есть один начальник - это
я". Но оказалось, что это не так. Вскоре мне принесли приказ, от
которого попахивало Политбюро: "отстранен в связи с переходом на другую
работу". Мне так интересно стало, какая же это другая работа? Но до
Архипова я так и не дозвонился. Думаю, он просто от меня бегал - то его ещё
нет, то он вышел пообедать, то перезвоните через полчаса, то он уже уехал. Я
не девочка, чтоб до него неделями дозваниваться. Я махнул рукой на это дело.
До сих пор не знаю, куда меня перевели… Значит, Макаров
считал Ваше место своим с самого начала? Думаю, да, об этом
говорит, например, то, что Макаров подготовил базу. Люди, которые работают на
радио, скажут, что создать музыкальную базу "с нуля"- отобрать
песни, отслушать все интродукции, чем заканчивается, сколько идет, в какую
категорию внести и т.д. - на это нужно не 15 минут. И не неделя, даже если ты
сидишь круглые сутки у компьютера. А когда меня "перевели на другую
работу", база у Макарова уже была готова. Из чего я делаю вывод, что он,
- а может, и другие люди тоже, - уже давно знал, что займет эту должность. Если Андрей
Макаров с самого начала планировал занять этот пост, почему сначала на него
были назначены Вы? Я пытался себе это
объяснить. Когда Станцию купило Русское Радио, через 3 дня перестали выходить
в эфир люди. Была только музыка. И начался жуткий вой. Появились статьи в
"Московском Комсомольце" и стены на Казакова, 16, исписанные чем-то
вроде "Русское Радио, убирайтесь вон", крики в Internet'e
и т.д. Появились какие-то демонстрации, на них, правда, человек 20 пришло… Но общественный резонанс все-таки был, и с ним нужно
было срочно что-то делать. Тогда появились громогласные заявления Архипова,
знаменитое открытое письмо, в котором он обещал, что поменяет стул в студии и
выдаст зарплаты сотрудникам Станции. У Макарова тогда еще, судя по всему, не
все было готово, поэтому взяли меня. Не секрет, что я ходил в своё время к
Бачурину с какими-то идеями. Очевидно, решили, что ничего плохого не будет,
если в переходный период этот мальчик поработает, все равно за это время он
кардинально он ничего изменить не сможет. По крайней мере, я так себе это
объясняю. Как отразилось
на Станции то, что теперь ею управляет главный редактор Динамит-ФМ? Я слушал Динамит
два месяца своего "правления", потому что меня постоянно обвиняли в
том, что я ставлю в эфир Станции слишком много попсы. Макаров заявлял, что я
отбираю аудиторию у Динамита, и советовал крутить
некий андеграунд. Макаров был не
прав, обвиняя Вас в пристрастии к попсе? Попса - это
популярная музыка, которая находится в хит-парадах. На Станции при мне не
крутили Бритни Спирс или
Руки вверх. Меня упрекали в том, что на Станции играли много музыки, которая
параллельно звучала на Динамите. Правильнее было бы убрать эти вещи оттуда,
потому что Way Out West или, скажем, часовой микс
музыки в стиле 2-step не нужен тем, кто слушает Ларису Черникову.
Еще были требования убрать из эфира Станции всю русскую музыку, и так далее. Радио -
коммерческий продукт. Хочешь зарабатывать, хочешь быть популярным - дай людям
то, что они хотят услышать. Когда Макаров пришел и сделал то, о чем мечтал
рейтинг начал падать. Большего елея на душу для меня нет. Я видел непрерывные
исследования Комкона. После того как я ушел, ещё
неделю шел плейлист, который мы делали вместе с
Наташей Ростовой, а потом рейтинг - прямая вниз. Ничего лучше этой прямой,
которая стремится к нулю, для меня в этом вопросе быть не может. Потом я
довольно долго не слушал Станцию, недавно включил на полчаса и понял, что,
похоже, весь андеграунд закончился. Прогноз по
поводу будущего Станции. Либо это будет
очередной иждивенец (коих и так немало) на плечах монстра Русского Радио,
либо они поймут, что нужно делать. Хороший программный директор не навязывает
людям то, что он хотел бы, чтобы они слушали, а дает слушателям ту музыку,
которую ждут от радио, где он работает. Как чувствует
себя человек, который после руководителя снова стал просто ди-джеем? Нормально. Да я и
не прекращал работать в эфире, когда был программным директором. Хотя бы
потому, что фактически это была единственная работа, за которую мне
по-прежнему продолжали платить. Моя зарплата в качестве программного
и ди-джея вместе была на 70 долларов больше, чем просто ди-джея. К тому же у меня
сейчас открылось второе дыхание. На Станции работа в эфире в какой-то момент
превратилась в рутину, а на радио Максимум я вновь стал получать забытое
удовольствие от микрофона. Сейчас Вы
выходите в эфир по выходным. А чем заполнена остальная часть недели, что Вы делаете по будням? Проще сказать, чего
не делаю. Живу, смотрю фильмы, читаю книги, встречаюсь с друзьями. Уже недели
три как мечтаю съездить за грибами, но нет сейчас грибов, пока одни чертовы
лисички. Люблю пойти, куда-нибудь поесть. Не потусоваться
- это в прошлом - а именно пообщаться под кофе или вкусную еду. Можно
предположить, что в это свободное время Вы готовите что-то новенькое. Творческие планы
есть, и реализованы они будут в самое ближайшее время, но не всё зависит от
меня. Свою часть работы я уже выполнил. И проект этот
связан с радио? Конечно, я больше
ничего не умею делать. Что умел, разучился. Я в своё время гордился своей
творческой биографией, я успел поработать во многих местах - и компьютерные
программы писал, и брокером был… А сейчас я уже
ничего этого не умею - только работать на радио. Вы считаете, что
лишились должности программного Станции только вследствие интриг? Я не могу сам себя
оценивать. Но многие из людей, чьё мнение я уважаю,
высказывались о моей работе положительно. Некоторые из людей, которые никогда
в жизни меня не хвалили, говорили мне, что я все делаю правильно. Есть люди,
чей вкус является непререкаемым авторитетом в кругу, в котором я общаюсь. Они
тоже высказывали оптимизм. Я работал во многих
организациях, у меня было много разных начальников, но всех их сближало одно:
если подчиненный делает что-то неправильно, ему говорят об этом и объясняют
причину увольнения. А когда, ничего человеку не объясняя, от него просто
скрываются, то это, на мой взгляд, не есть следствие того, что человек что-то
сделал не так. Можете ли Вы
представить себе такую ситуацию, что Вас попросили бы вернуться на Станцию? В жизни всё бывает,
но если и попросят, я никогда не стану больше работать с этими людьми. Мне скоро
30 лет, и всю жизнь меня судьба хранила, я общался и работал с нормальными
людьми. И если я с кем-то о чем-то договариваюсь, я не привык фиксировать это
в письменном виде и заставлять подписываться внизу кровью, чтобы быть
уверенным, что так оно и есть. И сейчас, на радио Максимум, я работаю с
порядочными, честными людьми. Вернулся домой. Евгения Тен, 13.08.2001 |